+7963 85-30-654

Чтение и письмо: в каких случаях необходима помощь логопеда?

Читаем и пишем без ошибок

Начало школьного обучения – один из значимых периодов в жизни ребенка. Именно в это время формируются такие жизненно важные навыки, как чтение и письмо. Ведь от того, насколько грамотно ребенок научится читать и писать, будет зависеть его успех в дальнейшем.

Овладение чтением и письмом – сложный процесс, требующий от первоклассника много сил и терпения. Он должен хорошо запомнить буквы, научиться правильно их писать (читать) и т.д.

Разумеется, на первых порах ошибки неизбежны. И многие родители не обращают на это внимания, надеясь, что со временем все пройдет само собой. К сожалению, это не всегда так.

В каких случаях необходима помощь логопеда?

К началу школьного обучения у ребенка имеются нарушения звукопроизношения, он путает звуки, неправильно произносит слова, строит предложения, с трудом запоминает буквы.

к концу 1-го класса допускает на письме следующие  ошибки:

  • заменяет одни буквы другими: путает звонкие и глухие, свистящие и шипящие, р-л и т.д. («калтина» вместо «картина», «Ралиса» - «Лариса», «жайка» - «зайка», «тсветы» - «цветы», «щайник» - «чайник»);
  • путает твердые и мягкие согласные («ляпа» - «лапа», «сол» - «соль», «мишка» вместо «мышка»);
  • пропускает мягкий знак, приписывает лишний или заменяет его другими буквами («писмо», «листя», «госьть», «колосйя»)
  • смешивает гласные под ударением («гразы» вместо «грозы»);
  • пропускает буквы («велосипедис», «дикат» вместо «диктант», «кола» - «школа», «сбака» - «собака»);
  • добавляет буквы («сентяберь», «тасакали» вместо «таскали»);
  • переставляет буквы местами («тука» - «утка», «прота» - «тропа»);
  • пропускает, добавляет или переставляет слоги в словах («кота» вместо «комната», «ломоко» - «молоко»);
  • пишет слова слитно, в том числе предлоги со словами («пришлидомой», «настоле», «вуглу»);
  • раздельно пишет части слов («на  ступила», «у  лица»);
  • пропускает слова, меняет их местами; не ставит точки в конце предложения, после точки пишет с маленькой буквы;
  • неправильно употребляет падежные окончания, число существительных («дети бежит», «много деревов»);
    пишет буквы зеркально, наоборот (С -   , З –    , Э -     );
  • заменяет графически сходные буквы ( и – ш, ж – х, л – м, в – д, п – т);
  • пропускает элементы букв, неправильно их располагает, приписывает лишние.


к концу 1-го класса ребенок испытывает трудности при чтении:

  • заменяет и смешивает звуки (п – б, д – т, с – ш, ж – ш и т.д.);
  • пропускает звуки («мара» вместо «марка»);
  • вставляет звуки («пасала» вместо «пасла»);
  • переставляет звуки местами («коно» вместо «окно»);
  • пропускает, переставляет слоги («лата», «лотапа» вместо «лопата»);
  • очень низкая скорость чтения;
  • побуквенное чтение (ребенок читает, не сливая буквы в слоги);
  • искажает или изменяет окончания слов, приставки и суффиксы («у товарищах», «ветер промчалась», «такая город», «из-под листьях»);
  • механическое чтение, т.е. при правильном чтении ребенок не понимает смысла прочитанного, не может рассказать, о чем прочитал;
  • путает буквы, сходные по написанию (т – г, р – ь, х – к, ж – к - х);
  • не может запомнить буквы или запоминает их с большим трудом.

Если подобные ошибки ребенок допускает во втором, третьем или четвертом классе, как можно скорее обратитесь к специалисту!

Логопед поможет выявить причину возникших трудностей и своевременно оказать квалифицированную помощь Вашему ребенку.