+7963 85-30-654

Поколение невнимательных

(памятка для родителей)

Синдром дефицита внимания — проблема, которая есть у многих современных детей. Почему это происходит?

Действительно, сейчас учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.

Причин может быть несколько. Ученые склонны предполагать, что, возможно, существуют определенные циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития, в частности увеличение роста. Сейчас статистика во всем мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошел вспять.

Безусловно, нарушения в развитии детей связаны с общей неблагополучной ситуацией в мире. В нашей стране, если учесть и экологию, и стрессы, и экономические условия, эти нарушения выражены сильнее.

А что при этом происходит с вниманием?

Внимание проявляется в возможности сосредоточиться на задаче.
Мозг «достраивается» в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года. В это время активно идет рост нервных связей, часть из которых впоследствии отмирает. Это естественный процесс, который можно уподобить тому, как прокладываются дорожки к новому дому.

Сначала к нему может вести множество тропинок, а потом из этого множества выбираются две-три удобных, а все остальное зарастает травой.

Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель.

Но ведь сейчас стало гораздо больше ярких вещей, игрушек... Почему это не сказывается позитивно на развитии ребенка?

Для того чтобы ребенок начал активно манипулировать игрушкой, у него должен быть достаточный энергетический тонус, а это зависит от его контакта с матерью. Когда ребенок контактирует с мамой, у него появляется комплекс оживления. Именно тогда восприятие игрушки оставляет яркий след в его мозгу. Ребенок должен постоянно получать эмоциональную подпитку, и тогда он лучше развивается и эмоционально, и умственно. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребенком.

Что еще негативно сказывается на развитии современных детей?

Современный ребенок начинает довольно рано смотреть телевизор. А это всего лишь пассивное слежение за тем, что происходит на экране. Тогда как ребенку нужна активная вовлеченность в события. Даже когда мы просто читаем ребенку книгу, это сопровождается дополнительным взаимодействием на уровне жестов, интонации и даже вопросов.
Мама отслеживает, насколько прочитанное понятно, интересно.

У детей, которые с детства сидят перед телевизором, не развивается речь, мышление. Ведь ребенок воспринимает речь во взаимодействии со взрослым и в игре.

Возьмем элементарную игру в прятки. Мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку». Это первое привлечение внимания. Для более старшего возраста есть другая игра: «Вам барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите». Эта игра требует большой концентрации внимания, необходимости «затормозить» ответ, который не предусмотрен правилами игры. А следование правилам, определенной заданной программе очень важно. Именно таким образом происходит тренировка произвольного внимания. Нужно ли проводить какую-либо специальную работу с невнимательным ребенком?

Конечно, и я думаю, что этим в первую очередь должны заниматься родители, а также учителя с помощью школьного психолога. Эта работа должна протекать в форме ненавязчивой игры. Если у ребенка обнаружен дефицит внимания, то необходимо определенным образом организовывать его деятельность: начинать с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.

Самый простой пример — тренировка внимания ребенка во время выполнения домашних заданий. Здесь очень значим период учебы в первом классе, и важно, чтобы мама в это время максимально помогла своему ребенку, ведь у него в это время столько внешних и внутренних проблем. Новая обстановка в школе может вызвать стресс, необходимость подолгу сидеть за партой может утомлять, а ребенку еще надо усваивать то, что говорит учитель. Психологические системы ребенка в это время перестраиваются, физиологические механизмы тоже. Как важно, чтобы мама в этот критический период разделяла радости и беды ребенка, вовремя кормила, готовила что-то любимое, поддерживала в ребенке гордость за новый статус школьника. Только в такой атмосфере можно помочь ребенку с дефицитом внимания.

Что же самое главное при работе с невнимательными детьми?

Это формирование у них желания делать что-то самостоятельно!

Да, самостоятельно и хорошо. При этом не нужно требовать, чтобы ребенок выполнил задание как можно лучше. Надо ориентироваться на возможности ребенка «здесь и сейчас». Нельзя заставлять малыша несколько раз переписывать задание. При этом он очень утомляется и следующее задание делает менее активно.

У нас довольно много детей, которые учатся успешно, но за счет своего здоровья. И родители в первую очередь должны следить за тем, чтобы этого не происходило.

В памятке использована информация
Лаборатории нейропсихологии
Московского государственного университета