Чтение и письмо: в каких случаях необходима помощь логопеда?
Читаем и пишем без ошибок
Начало школьного обучения – один из значимых периодов в жизни ребенка. Именно в это время формируются такие жизненно важные навыки, как чтение и письмо. Ведь от того, насколько грамотно ребенок научится читать и писать, будет зависеть его успех в дальнейшем.
Овладение чтением и письмом – сложный процесс, требующий от первоклассника много сил и терпения. Он должен хорошо запомнить буквы, научиться правильно их писать (читать) и т.д.
Разумеется, на первых порах ошибки неизбежны. И многие родители не обращают на это внимания, надеясь, что со временем все пройдет само собой. К сожалению, это не всегда так.
В каких случаях необходима помощь логопеда?
К началу школьного обучения у ребенка имеются нарушения звукопроизношения, он путает звуки, неправильно произносит слова, строит предложения, с трудом запоминает буквы.
к концу 1-го класса допускает на письме следующие ошибки:
- заменяет одни буквы другими: путает звонкие и глухие, свистящие и шипящие, р-л и т.д. («калтина» вместо «картина», «Ралиса» - «Лариса», «жайка» - «зайка», «тсветы» - «цветы», «щайник» - «чайник»);
- путает твердые и мягкие согласные («ляпа» - «лапа», «сол» - «соль», «мишка» вместо «мышка»);
- пропускает мягкий знак, приписывает лишний или заменяет его другими буквами («писмо», «листя», «госьть», «колосйя»)
- смешивает гласные под ударением («гразы» вместо «грозы»);
- пропускает буквы («велосипедис», «дикат» вместо «диктант», «кола» - «школа», «сбака» - «собака»);
- добавляет буквы («сентяберь», «тасакали» вместо «таскали»);
- переставляет буквы местами («тука» - «утка», «прота» - «тропа»);
- пропускает, добавляет или переставляет слоги в словах («кота» вместо «комната», «ломоко» - «молоко»);
- пишет слова слитно, в том числе предлоги со словами («пришлидомой», «настоле», «вуглу»);
- раздельно пишет части слов («на ступила», «у лица»);
- пропускает слова, меняет их местами; не ставит точки в конце предложения, после точки пишет с маленькой буквы;
- неправильно употребляет падежные окончания, число существительных («дети бежит», «много деревов»);
пишет буквы зеркально, наоборот (С - , З – , Э - ); - заменяет графически сходные буквы ( и – ш, ж – х, л – м, в – д, п – т);
- пропускает элементы букв, неправильно их располагает, приписывает лишние.
к концу 1-го класса ребенок испытывает трудности при чтении:
- заменяет и смешивает звуки (п – б, д – т, с – ш, ж – ш и т.д.);
- пропускает звуки («мара» вместо «марка»);
- вставляет звуки («пасала» вместо «пасла»);
- переставляет звуки местами («коно» вместо «окно»);
- пропускает, переставляет слоги («лата», «лотапа» вместо «лопата»);
- очень низкая скорость чтения;
- побуквенное чтение (ребенок читает, не сливая буквы в слоги);
- искажает или изменяет окончания слов, приставки и суффиксы («у товарищах», «ветер промчалась», «такая город», «из-под листьях»);
- механическое чтение, т.е. при правильном чтении ребенок не понимает смысла прочитанного, не может рассказать, о чем прочитал;
- путает буквы, сходные по написанию (т – г, р – ь, х – к, ж – к - х);
- не может запомнить буквы или запоминает их с большим трудом.
Если подобные ошибки ребенок допускает во втором, третьем или четвертом классе, как можно скорее обратитесь к специалисту!