Особенности работы логопеда в детском саду
В течение многих десятилетий в нашей стране в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии, в том числе и дошкольников с отклонениями в развитии речи, существовали сепаративные тенденции. Открывались группы, детские сады для детей с различными нарушениями речи (часть из них рассчитана на круглосуточное пребывание).
В последнее время все больше детей с нарушениями речи не посещают специализированные группы или ДОУ, оставаясь в общеобразовательных группах вместе со сверстниками, не имеющих нарушений речи. Причин такой ситуации несколько:
Объективные причины:
- ограниченное количество мест в специализированных группах и ДОУ,
- удаленность специализированных ДОУ от места жительства ребенка,
- предприятие, имеющее «свои» ДОУ, не компенсирует содержание ребенка в «чужих» детских садах.
Субъективные причины:
- нежелание родителей переводить ребенка в другое ДОУ или группу, расставаться с полюбившимися воспитателями и сверстниками,
- боязнь родителями стрессовой ситуации для своего ребенка, которая неизбежно возникает при смене детского коллектива.
Остановимся на особенностях работы логопеда на логопункте в ДОУ.
Первой особенностью является контроль логопеда за развитием речи всех детей в ДОУ с момента поступления в ДОУ и до выпуска в школу, что приводит к своевременному выявлению речевых нарушений и их эффективной коррекции с учетом сензитивных периодов.
При поступлении детей в ясельную группу логопед знакомится с медицинской документацией на каждого ребенка, особо обращая внимание на наличие неблагоприятных факторов, которые могут привести к нарушениям речи, и выделяет детей «группы риска». За этими детьми логопед ведет систематическое наблюдение, консультирует воспитателей и родителей по вопросам развития у детей психологической базы речи и самой речи. При необходимости логопед направляет таких детей к различным специалистам (сурдолог, дефектолог, тифлопедагог, психиатр, невролог, отоларинголог, ортодонт и др.)
Отдельную группу составляют дети ясельной группы, имеющие нарушения анализаторных систем, и «неговорящие» дети. С такими детьми логопед начинает занятия по развитию и коррекции психологической базы речи, по развитию речи, дает подробные рекомендации воспитателям и родителям.
Если в ДОУ поступает ребенок в возрасте 3 лет, то вскоре после того, как ребенок начал посещать ДОУ, логопед обследует его речь, и при необходимости разрабатывает индивидуальный маршрут коррекции, дает рекомендации родителям и воспитателям.
В возрасте 4 – 5 лет всех детей, посещающих ДОУ, обследует логопед, выявляет имеющиеся нарушения речи, разрабатывает и реализует индивидуальный маршрут коррекции.
Другая особенность – прием детей на логопункт и их выпуск происходит в течение всего учебного года, поэтому выделить четко установленные сроки обследования речи детей (как при отборе детей в логопедическую группу) нам не представляется возможным.
Третья особенность – все дети, имеющие нарушения речи, посещают обычные группы, усваивают общеразвивающую программу. Дополнительно все они в первую половину дня занимаются у логопеда (периодичность занятий зависит от специфики речевого нарушения), а во вторую половину дня с ними по заданию логопеда занимается воспитатель.
Автор: Костюк Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, учитель-логопед, педагог-дефектолог